Белым лебедем над Волгой высится храм Преображения Господня. Это один из старейших старообрядческих храмов в России.
Место, где сейчас находится храм, раньше носило название Спасско-Никольской слободы. Эта часть города занимала центральную часть Заволжья (правого берега Волги) и располагалась напротив устья реки Кострома. Спасско-Никольская слобода впервые упоминается в летописях XVI века. Известно, что до 1764 года эта часть древней Костромы принадлежала Ипатьевской обители.
В древних писцовых книгах, датированных 1628 годом, сохранились сведения о двух храмах Заволжской стороны – Спасском и Никольском (Никольский храм, видимо, располагался улице, которая сейчас называется Коллективной, – именно на этом месте в конце 18 века был выстроен каменный Никольский храм. Разрушен после революции).
Настоящий храм построили в 1685-1688гг, о чем свидетельствовала каменная плита на наружной стене алтаря: “Изволением Господа и Бога нашего Бога Отца и Сына и Святаго Духа зачата строитися сия церковь Божия каменная во имя Преображение Господне с лета 7193 августа в 20 день, а совершена бысть сия церковь Божия в 196 году генваря в 29 день. А строил сию церковь Божию по своей вере и по обещанию тояжь церкви прихожанин […] с приходскими людьми ради своего душевнаго спасения и на вечный поминок”. Имя прихожанина, ставшего храмоздателем, разобрать не удалось. (этой надписи сейчас нет на храме)
В ней обустроили два престола – в честь Преображения Господня и святых мучеников и чудотворцев Козьмы и Дамиана.
Новый кирпичный храм богато украсили живописными поливными изразцами и затейливой каменной резьбой. А его интерьеры костромские изографы расписали фресками. Позже к храму с северной стороны пристроили крыльцо.
В 1821 году перед алтарем положили массивные полы из чугунных плит. В конце 1880-х годов фасады украсили модными в те времена узорами в «шашечку». Искусствоведы считают, что сделать это могли местные мастера под руководством ученика Гурия Никитича Кинешемцева, известного иконописца Василия Кузьмина, который до Спасо-Преображенского храма работал над фресками в Ипатьевской обители. В те же годы вокруг церкви и прилегающего к ней погоста построили новую краснокирпичную ограду.
В начале XX века (1911 г.) в притч храма входили священник и псаломщик, а его прихожанами были жители семи окрестных селений. «Прихожан муж. пола 672, жен. 764, в том числе раскольников – поповцев и беспоповцев федосеевцав, муж. п. 16 и жен. п. 35…»
На колокольне размещались 6 колоколов, самый большой из которых, весящий более 50 пудов, отлил в Ярославле на заводе Ивана Мартынова, в 1761 году известный мастер Иван Корнилов «тщанием доброхотнодателя оной церкви священника Дмитрия Сергеева».
С установлением советской власти судьба храма переменилась. В 1934 году его закрыли для верующих, церковные маковки, барабаны и шатровое завершение колокольни разобрали, устроив внутри заводское общежитие. Для того, чтобы расселить рабочих и служащих городского предприятия «Рабочий металлист», в церкви создали два этажа и построили много межстенных перегородок. Попутно из-за бесконечных закрашиваний и стесываний штукатурки были уничтожены почти все старинные настенные росписи.
В послевоенное время помещение храма использовали под избирательный участок, клуб и показывали здесь кинофильмы. Кружок кораблестроения.
Реставрационно-восстановительные работы здесь проводились в 1968-1978гг. КСНРПМ по проекту костромского архитектора Леонида Сергеевича Васильева. Заново отстроили церковные главки и шатер на колокольне, вернув храму первоначальные формы.
К сожалению, древние фрески, за исключением отдельных фрагментов, расположенных в верхней части церкви, были утрачены. А те немногие участки, которые сохранились, свидетельствуют о высоком мастерстве иконописцев. Эти фрески были реставрированы в начале 90-х гг. художником Гимном Борисовичем Губочкиным.
Храм был построен после раскола, и вплоть до закрытия он был новообрядческим. Тем более удивительным стала передача храма в 1987 году старообрядческой общине.